И.Л. Кызласов
Древнехакасское государство
Древнехакасское государство, сложилось на Среднем Енисее после освобождения этих земель от гуннского владычества как результат слияния в один народ – древних хакасов – прежних насельников (динлинов) и новых поселенцев (кыргызов). Последние на долгие века составили здесь правящий слой, единственную династию, и потому в источниках государство часто называлось кыргызским. Древнехакасская держава оказалась одним из самых крупных, развитых и долговременных государств Сибири. Стабильность населения и его традиций отмечают хорошо изученные древности, беспрерывно развивавшиеся с I века до н.э. вплоть до XVIII века – поры вхождения страны в состав России.
В IX веке, перейдя южную границу своей первоначальной вотчины – хребты Западного Саяна, и потратив четверть столетия на войну с Уйгурским каганатом (820-847 годы), войска Кыргыз-кагана подчинили себе всю Южную Сибирь и большую долю Центральной Азии. Страна надолго объединила и определила развитие земель и народов от Иртыша до Байкала и от Ангары до Гоби. В Х-XII в. древние хакасы поэтапно оставили южные степи, за которые не держались, ибо они, выходцы из другого мира, так и не перенесли свою столицу на Орхон – на место тюркского и уйгурского престолов. Иное дело сибирские рубежи. От Оби до Байкала они, несмотря ни на что, включая и Чингизово нашествие, твердо удерживались вплоть до XVIII века.
Кыргызы, будучи аристократическим родом страны, обладали глубокой исторической памятью (в IX в. они возводили свои властные права к I веку до н.э.), они не считали себя ниже императоров Китая, не стремились иметь с ними общую границу и «не думали служить как вассалы». Понятно, что и в отношении других стран они (по словам перса-географа Х в.) «несправедливы и безжалостны, отличаются воинственностью и склонностью к распрям; со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют и враждуют». За 4 века могущества имя кыргызов – последней тюркоязычной знати Центральной Азии, стало синонимом степной аристократии вообще и, после распада огромной страны в XIII веке, было воспринято другими тюркскими народами (кыргызами Тянь-Шаня, киргиз-кайсаками, т.е. казахами, вошло в исторические предания якутов и монголов).
Политическая система древних хакасов, с гуннов не знавших чужой власти, была самобытна: древние корни (внутри страны каган носил оставшийся от динлин самодийский титул ажо «отец») сочетались с построением чинов на манер Китая. «Государь у них, – пишет летописец, – есть имеющий большую власть, в присутствии его не садится никто, кому нет сорока лет от роду». Сложная иерархия владетелей и чиновников, разделялась на 6 разрядов: министров (семь человек), главноначальствующих (трое), управителей (десять) и не имеющих штатного числа делопроизводителей, предводителей и тарханов. В стране официально использовалось енисейское руническое письмо (отличное от орхонского). Одних руководителей секретариатов в стране было 15. Династийные браки связывали древнехакасских владык с тюрками, тюргешами, карлуками. Источники говорят о городах и быте каганов, праздниках и музыке. Обо всем этом следует рассказать в последующих очерках.
Законы, по которым жила страна, были двух разных уровней. Божественные установления, данные свыше, назывались «тёрю», их соблюдение лежало на кагане. Они берегли страну и народ, позволяли «устраивать» весь мир. Людские же «законы их очень строги, – писали современники-иностранцы. – Произведший замешательство перед сражением, невыполнивший посольской должности, подавший неблагоразумный совет государю, так и за воровство, приговаривают к отсечению головы. Ежели вор имеет отца, то голову его вешают отцу на шею, и он до смерти обязан носить ее». За выполнением закона должны были следить особые судьи. Как видим, законы древних хакасов далеко ушли от родового права: три первых защищают интересы государства, а четвертый – частную собственность. Вместе с тем, смертью карали лишь в 4 случаях (в СССР – в 17, в правление же государей, присоединивших Сибирь, – в 35 при Алексее Михайловиче и в 122 случаях – при его сыне Петре I).
Мощь власти опиралась на регулярную армию. Летопись указывает: «строевого войска 80.000», т.е. речь идет о бронированной коннице (ссылка на категорию – оружие, конская упряжь). Для сравнения вспомним, что 10 веков спустя при Бородино (в 1812 г.) встретились две армии в 130.000 (Франция) и 110.000 человек (Россия). Древнехакасское войско разде¬лялось на подразделения: тумены (по 10.000 человек), тысячи, сотни и десятки. В 20-тилетней войне IX в. выросли опытные полководцы, возглавлявшие дальние походы: на Средний Иртыш, города Восточного Туркестана, к верховьям Амура. Экспедиционные корпуса достигали 70.000 воинов. Трудно представить, какова была потребность такого войска в железе и стали, бронзе и олове, ином снаряжении и амуниции. Сохранились восторженные отзывы о древнехакасском вооружении. Они подкрепляются археологией. Так, форма бронебойных наконечников стрел тысячелетней давности оказалась во всем подобна применяющимся в нашем ракетостроении пробойникам для особо твердых материалов, а клинки однолезвийных мечей уже к VIII в. приобрели облик шпаг, распространившихся в Европе только в XV веке. Воины получали особую выучку – мечи предназначались не только для рубки, но и для колки, снабжались специальными устройствами для фехтования.
Подлинная сила страны была в орошаемом пашенном земледелии, в горном деле, металлургии, искусной металлообработке, в опиравшейся на государство дальней торговле (ссылка на категорию – орудие, кермика).
Масштабы оросительных систем были поистине громадны. Обычная длина магистральных каналов составляла 6-8 км, но известны каналы по 15-20 километров (под д. Знаменкой), по 25-30 (на Уйбате) и даже 40 километ¬ров (на реке Базе). Подсчитано, что для создания базинского канала потребовалось вынуть до 300 тысяч кубометров земли. Для этого был необходим ежедневный выход на работу 1000 человек в течение шести месяцев. А ведь кроме этого, сооружались плотины и дамбы. На Уйбатском канале со¬хранившаяся древняя головная плотина, сложенная из земли и камня, еще в начале нашего века достигала четырех метров высоты. Другая дамба при длине в один километр сохранилась на высоту в 2 метра, а ее толщина в основании была 5-6 метров. Многие участки русел современных рек специалистами-гидрологами признаны размытыми со временем искусственными каналами. Например, река Бея более 10 километров течет теперь по древнему рукотворному руслу, Ниня ранее не впадала в Камышту, их некогда соединили каналом, Сухой Уйбат – полностью ставший рекою канал. Есть подозрение, что и река Ниня – не природное явление, а творение древнехакасских ирригаторов.
В иноземных описаниях находим упоминания 9 видов злаков, возделывавшихся в средневековой Хакасии. Хлеба выращивали так много, что, согласно арабским источникам, восходящим к X веку, «жители страны построили на реке... мельницы, на которых перемалываются в муку рожь, рис и другие зерновые знаки. Из этой муки пекут хлеб или же их едят сваренными каким-либо другим образом – это и составляет их питание». Даже в условиях монгольского нашествия товарный хлеб поступал на внешние рынки вплоть до XIV века.
Состав стада, указанный древними летописцами, нехарактерен для кочевого общества: «В этой стране выращивается много лошадей, быков и овец. Лошади имеют очень короткую шею и чрезвычайно жирны. Их откармливают для еды», «имеют верблюдов, коров, овец; коровы наиболее многочисленны; у богатых земледельцев достигают несколько тысяч голов». Характерные дополнения вносят раскопки – на поселениях и в курганах встречены кости свиней и куриц, с такой живностью не покочуешь.
Еще одной основой комплексного хозяйства было высокоразвитое горное дело, металлургия и ремесло (ссылка на несколько категорий – украшения сбруи, ремня, пряжки). Существовали особые поселения плавильщиков руды и кузнецов. Археологами вы¬явлены остатки многих древних металлургических горнов, в некоторых местах они сплошной полосой тянутся на несколько километров. Анализ железных изделий показал, что производилась главным образом высококачественная сталь, нередко многослойная (булат). «Железо очень крепко и остро, работа также отменна и искусна», «хорошее железо», «отборно и остро», – вторят археологии строки хроник. Источники сообщают о местных золотых и серебряных рудниках – «самых лучших», о том, что «жители страны… применяют много ухищрений для добычи драгоценных камней». Широта и массовость, искусность художественной обработки металлов резко отличают материальную культуру средневековых хакасов от соседних народов. В IX-X веках особенно многочисленно узорное бронзовое литье, а в X-XIV вв. и позднее – инкрустация и аппликация серебром и золотом по железу.
«Сие государство, – пишет летопись XI века, – было всегда в дружественных связях с Даши (примерно Таджикистан – И.К.), Туфань (Тибет) и Гэлолу (Семиречье)». Что же получали оттуда древние хакасы? Взглянем на праздничное собрание глазами его современника и сразу же заметим: «женщины носят платье из шерстяных и шелковых тка¬ней, которые они получают из Аньси, Бэйтин (города в Восточном Туркестане) и Дахя (Афганистан)». Подобная торговля была обеспечена международными договорами, устанавливавшими периодичность и размер поставок: "из Даши не более двадцати верблюдов приходило с узорчатыми шелковыми тканями; но когда невозможно было уместить всего, то раскладывали на двадцать четыре верблюда. Такой караван отправлялся один раз в каждые три года». На территории Хакасско-Минусинской котловины найдены стеклянные изделия из мастерских Сирии, монеты, зеркала и сабли с арабскими и персидскими надписями, предметы центральноазиатского и дальневосточного производства (не только предметы роскоши, такие, как зеркала или фарфор, но и необходимые в хозяйстве плужные лемехи и отвалы, монеты и т.п.). Некоторые вещи привозились из далекой Кореи и с островов Японии. Найдены и изделия, вышедшие из камнерезных мастерских Средней Азии, пользовавшихся индийским полудрагоценным сырьем.
Изделия древнехакасских умельцев высоко ценились во многих странах. С Енисея, кроме хлеба и металлических изделий, вывозили меха, ароматный мускус, ископаемые бивни мамонта, древесину (березу и другие породы), ловчих птиц, лошадей и прочие продукты скотоводства. Археологические находки показывают – в IX-X веках предметы древнехакасского ремесла достигали Приамурья на востоке и Хазарского каганата на западе, в XI-XII веках торговые караваны с Саяно-Алтая систематически приходили в Волжскую Болгарию и на Киевскую Русь. В Приуралье и Поволжье проникновение древнехакасских изделий вызвало моду на них и местные подражания. Об этом стоит подробно рассказать в одном из последующих очерков.
Культура древних хакасов широко воздействовала на другие народы. Это особенно заметно в художественной обработке металла, в VIII-X вв. повлиявшей на облик изделий курыкан, чжурчженей, киданей, народов степного Алтая, а в XIII-XIV вв. – кыпчаков и официальный стиль Монгольской империи. Второй стала область духовности – вместе с ростом страны широко распространялась в Азии и ее официальная письменность – енисейское руническое письмо (отличавшееся от орхонского), а также ставшая в Древнехакасской державе с VIII в. государственной манихейская религия. Она была затем воспринята кимаками, киданями и другими монгольскими народами.
Цветущая страна почти столетие противостояла монгольскому нашествию – с 1207 по 1293 год. Тяжелыми для народа, но темными для историков из-за отсутствия источников, были последующие 300 лет, XIV-XVI века. Потому, когда вновь появились описания хакасских земель, сделанные пришедшими в Среднюю Сибирь русскими, в них уже не оказалось упоминаний городов, орошаемого земледелия, рудников, письменности и многих иных давних достижений местного общества. Все это было утрачено в изнуряющем противодействии чужеземному игу. Но свободолюбие оставалось по-прежнему. Потому первый русский острог в пределах «Кыргызской землицы» появился в 1596 году, а последний – только в 1718.